Ошибка
Ошибка
Ошибка
Подписка оформлена
Заявка успешно отправлена
Ошибка
Сообщение отправлено
Ошибка
По Вашему адресу есть покрытие «Макснет»
Заявка успешно отправлена
Покрытие отсутствует
Ошибка
Отзыв успешно отправлен
Ошибка
Отзыв успешно отправлен
Ошибка
Запрос успешно отправлен
Ошибка
Резюме успешно отправлено
Заявка на перенос домена успешно отправлена
Ошибка
30.09.2025
Интернет
34
Сегодня трудно представить путешествие без доступа к Интернету. Но, если еще несколько лет назад пользоваться мобильным Интернетом во время путешествия на самолете или поезде было непривычно и даже сложно, то сейчас это стало обычным явлением. Если вам интересно, как именно обеспечивается беспроводная связь в условиях таких специфических сред, как высота в несколько тысяч метров или вагон, который движется на большой скорости, эта статья именно для вас.
Особливості роботи Wi-Fi на борту літака
Обычно Wi-Fi в самолете становится доступным после того, как самолет набирает высоту свыше 3 000 - 3 500 метров. Это связано с несколькими факторами:
Беспроводное соединение с Интернетом в пассажирских самолетах может быть реализовано несколькими способами:
1. «Воздух-земля» («Air-to-Ground» или ATG). Эта технология использует сеть мобильных вышек на земле для обеспечения соединения между самолетом и Интернетом. Самолет подключается к ближайшей вышке, а в меру его движения через воздух автоматически переключается на другие башни, что обеспечивает более стабильное соединение. Это аналогично тому, как смартфон подключается к разным Wi-Fi роутерам в большой квартире, когда вы перемещаетесь по ней.
Проблемы и ограничения ATG:
Технология ATG все еще используется в ряде регионов, где отсутствует прочая инфраструктура или где дешевле поддерживать башни мобильной связи, чем вкладывать средства в спутниковые системы. В основном она используется для более коротких перелетов, что позволяет поддерживать связь с вышками на земле.
2. Спутниковая связь. Это единственная надежная технология на высоте свыше 10 км. Современные самолеты все чаще используют спутниковую связь, поскольку она обеспечивает более стабильное соединение без привязки к местонахождению самолета. Такие системы, как Inmarsat, Iridium, SpaceX Starlink, обеспечивают подключение даже над океанами или труднодоступными территориями.
Как работает спутниковый Интернет в самолете:
В зависимости от того, с какими спутниками (геостационарными или низкоорбитальными) поддерживают связь антенны, выделяют два типа спутникового Интернета:
Преимущества спутниковой технологии:
Недостатки спутниковой технологии:
Такие мировые авиакомпании, как Qatar Airways, Emirates, Lufthansa, уже имеют спутниковый Интернет на всех международных рейсах. В Украине Wi-Fi в самолетах появляется постепенно — первыми стали авиакомпании, которые обслуживают дальнемагистральные маршруты. Некоторые международные рейсы из Украины (например, МАУ, SkyUp) до начала полномасштабного вторжения уже предлагали Интернет на борту. Но он был доступен не на всех направлениях и не всегда был бесплатным. К тому же, скорость Интернета не отвечала высоким стандартам.
В будущем над Европой в самолетах планируют использовать технологию «pico-cell». Она работает на базе специального оборудования, которое позволит пассажирам не только пользоваться Интернетом, но и звонить, отправлять сообщения и общаться, как через обічную мобильную сеть, только в небе.
Принцип работы Wi-Fi в поездах
Источником Интернета в поездах обычно является мобильная связь (LTE/4G или уже 5G). Поезд оснащен несколькими внешними антеннами (чаще всего на крыше вагонов), которые обеспечивают подключение к мобильным операторам. Потом сигнал поступает к центральному бортовому Wi-Fi роутеру, а далее — раздается пассажирам через точки доступа Wi-Fi в каждом вагоне. Подключение к сети Wi-Fi обычно осуществляется через портал авторизации. Все это работает наподобие мобильного роутера, но значительно более мощного и адаптированного к движению на высоких скоростях.
Для примера рассмотрим, как подключиться к Wi-Fi в «Интерсити»:
Особенности работы Интернета в поезде:
Европе большинство высокоскоростных поездов, таких как французские TGV или немецкие ICE, уже давно оснащены Wi-Fi. В Японии, стране технологий, Интернет доступен даже в обычных поездах, которые движутся на очень высоких скоростях.
Если рассматривать ситуацию в Украине, все пассажиры скоростных поездов уже имеют доступ к Wi-Fi. Беспроводной Интернет в «Интерсити» и «Интерсити+» Укрзализныци работает благодаря Starlink, установленному в рамках пилотного проекта. Бесплатный трафик предоставляется пассажирам на определенной скорости, но стабильность сигнала зависит от участков пути. По мере того, как спутниковый Интернет становится более доступным, его интеграция в транспорт все больше расширяется.
Сравнение Wi-Fi в самолетах и поездах
Для наглядности отличий собрали основные критерии работы беспроводного Интернета в самолетах и поездах в таблице.
*Некоторые авиакомпании и железнодорожные операторы предоставляют Wi-Fi пассажирам бесплатно, другие — за оплату или с ограничениями (по скорости, времени, типам сайтов).
Почему Wi-Fi в транспорте иногда работает плохо?
Даже с хорошим оборудованием Wi-Fi в самолете или поезде может «тормозить». На это есть несколько объективных причин:
Поэтому не ожидайте, что Интернет на борту транспорта даже при наилучших условиях работы заменит стабильное домашнее подключение. Ведь Wi-Fi в транспорте — это не совсем тот самый Wi-Fi, к которому мы привыкли дома или в офисе. Здесь он выступает «локальным распределителем» Интернета, который транспортируется другими способами — через спутники или мобильные сети.
Вместе с тем, у Wi-Fi в транспорте перспективное будущее. Так, массовое внедрение Starlink в самолетах обещает более быстрый, стабильный Wi-Fi без задержек. В вагонах появляются технологии Mesh Wi-Fi, которые позволяют равномерно раздавать сигнал по всему поезду. А запуск 5G в Украине позволит улучшить Wi-Fi в поездах, даже в отдаленных местностях.
Иметь доступ к Интернету во время полета или путешествия в поезде — это уже не фантастика, а реальность. Несмотря на технические вызовы, современные технологии позволяют оставаться на связи даже в дороге. Поэтому в следующий раз, когда вы подключитесь к Wi-Fi в вагоне или в салоне самолета, вспомните, какое сложное путешествие проходит этот сигнал, прежде чем попасть в ваш смартфон, планшет или ноутбук. И, возможно, вы оцените эту связь немного больше.
Оценить
5.0
Поделиться
Комментарии
0
Еще комментарии